Характеристика и анализ

основных показателей системы образования Сампурского района

 

Система образования области включает в себя 22 общеобразовательных учреждения, 2 дошкольных образовательных учреждения, 2 учреждения дополнительного образования  для детей. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляется на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.

 В общеобразовательных учреждениях области обучаются 1898 человек. Общая тенденция сокращения численности населения обусловила сокращение численности обучающихся за последние три года на 284 человека, в том числе на 38  человек сократилось количество первоклассников.

Дошкольные образовательные учреждения посещают 150  детей. В настоящее время охват детей 1-6 лет дошкольным образованием составляет 19,6%.

 Вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит формирование основных свойств и качеств личности, становление субъектности ребенка, овладение основными правилами и нормами поведения, отношения к окружающему миру и людям, что непосредственно оказывает влияние на формирование как интеллектуальных, так и нравственных качеств личности.

 Первоочередной выступает задача обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всеми детьми дошкольного возраста, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо разработать систему мер поддержки социально незащищенных категорий граждан, имеющих детей дошкольного возраста. Обновление содержания общего образования предполагает обновление содержания дошкольного образования на основе личностно-ориентированного подхода к развитию способностей и интересов каждого ребенка. Гарантии получения качественного дошкольного образования могут быть обеспечены только при выполнении всего комплекса финансовых, материально-технических, кадровых условий.

 Основополагающим значением дошкольного образования в процессе воспитания и развития личности обусловлена необходимость разработки и включения в "Программу модернизации системы образования Сампурского района на 2005-2008 годы" целевой подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание".

 Учреждения дополнительного образования посещают 632 ребенка и подростка, что составляет 33,3 % от общего количества обучающихся.

Наиболее существенные изменения происходят в системе общего образования, которое является базовым звеном всей системы образования. Качественные изменения касаются совершенствования структуры и содержания общего образования, механизмов контроля и оценки качества образования, оптимизации учебной нагрузки, введения профильного обучения.

  На базе 3 образовательных учреждений открыты районные экспериментальные площадки ( «Здоровье» на базе Ивановской сош, «Патриот» на базе Сатинской сош, «Экологическое образование» на базе Сампурской сош.В  учебные процессы 9 общеобразовательных учреждений введен нетрадиционный курс «Речь и культура общения» и  «Риторика»; в трех школах_ «Экология» и «Экономика». Иностранный язык в начальных классах преподается в 2 школах, информатика в начальных классах – в 10 школах. В школах района преподавание отдельных учебных дисциплин ведется по вариативным учебникам. Для введения  профильного обучения в районе прошли переподготовку 10 педагогов.

 Вместе с тем, остается много нерешенных проблем, связанных с реализацией основных направлений модернизации образования, в частности:

 - недостаточны материально-технические и кадровые ресурсы для реализации предпрофильного и профильного обучения;

 - отсутствует нормативно-правовая база и не созданы материально-технические, организационные условия для проведения единого государственного экзамена;

 - учителя начальных классов не готовы к преподаванию информатики и иностранного языка в начальной школе и др.

-         низкий уровень материально-технической оснащенности кабинетов;

-         вынужденное преподавание одним учителем нескольких самых разных учебных предметов;

-         "старение" педагогических кадров и невозможность создать условия для привлечения на работу выпускников высших учебных заведений

 Для  системы образования района  в качестве приоритетной выступает задача создания максимально возможных условий для получения  детьми полноценного качественного образования, в том числе на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

 Пути реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования отражены в целевых подпрограммах "Совершенствование структуры и содержания общего образования" и "Сельская школа".

 В районе создана система  учреждений, обеспечивающих социальную помощь и поддержку детей, требующих особой заботы. Статистика свидетельствует, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выросло с 61чел. в 2002 году до 68 чел.   в 2004 году. Опекунские пособия выплачиваются своевременно и в полном объеме.

  В районе  насчитывается 140 детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и требующих особой заботы.  Это вызвало необходимость разработки целевой подпрограммы "Социальная защита детей, требующих особой заботы".

Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В районе работают 2 учреждения дополнительного образования для детей по различным направлениям и профилям: спортивное,  туристско-краеведческое, художественно-прикладное творчество, музыкальное и др. Их посещает  632 учащихся. В общеобразовательных учреждениях района работают 143 кружка  и их  посещает  1395 учащихся. С целью развития дополнительного образования детей района необходима разработка  целевой подпрограммы "Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи".

Общество обеспокоено состоянием здоровья подрастающего поколения. По данным медицинских обследований менее 10% выпускников средних школ можно признать абсолютно здоровыми. Значительная часть учащихся приобретает заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает как развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности, так и усиление оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях на основе здоровьесберегающих технологий. Наиболее сложная задача - сформировать у детей устойчивую потребность в здоровом образе жизни средствами физической культуры и спорта. Целевая подпрограмма "Спорт, физкультура и здоровье" направлена на решение именно этой задачи, является межведомственной и может быть реализована только при совместном участии всех заинтересованных сторон.

Крайне актуальное значение имеют проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни работников, учащихся и воспитанников образовательных учреждений. В настоящее время состояние ряда образовательных учреждений по этому показателю можно признать неудовлетворительным. В районе все  образовательные учреждения оснащены в достаточной мере первичными средствами пожаротушения, из них  только 2 образовательных учреждения имеют  систему пожарной сигнализации. Снижение уровня безопасности образовательных учреждений в последние годы вызвано тем, что 19,2 % образовательных учреждения размещены в ветхих зданиях, требующих капитального ремонта, 15,4  % не имеют водопровода.  На протяжении многих лет средств на эти цели образовательным учреждениям выделялось недостаточно.

Реализация мероприятий по усилению безопасности образовательных учреждений требует больших финансовых вложений, а следовательно консолидации усилий местного бюджета с бюджетом других, привлечения дополнительных средств как из федерального бюджета, так и внебюджетных источников, что нашло свое отражение в одноименной целевой программе.

Неотъемлемой составной частью системы образования является система педагогического образования, которая в условиях модернизации российского образования должна выйти на качественно новый уровень своего развития. В учреждениях образования занято 328  педагогических работников, из них 301 учителей, 14 работников дошкольных учреждений,  13 педагогов дополнительного образования Высшее образование имеют  78 % учителей (что на 9 %  ниже среднеобластного), высшую и первую категорию имеют 30,5% учителей и руководителей образовательных учреждений, вторую категорию – 20,6% .

Анализ возрастного ценза педагогов района говорит о неуклонном "старении" педагогических кадров. Так, в настоящее время составляет  7% .В районе   в основных  многие учителя ведут несколько предметов (иногда 3-4 предмета). Такое положение дел не может способствовать повышению качества образования. Кроме этого, у молодых специалистов отмечается недостаточная  методическая и практическая подготовка, в том числе и  к работе в условиях  малокомплектной сельской школы.. Кроме этого, педагогический труд потерял свою престижность вследствие низкой заработной платы, социальной незащищенности педагогов. Ежегодно  в район прибывают к месту работы  в основном выпускник ссузов. В этой ситуации необходимо создать условия для отбора, подготовки, "выращивания" учащихся, имеющих выраженные склонности к педагогической деятельности и потребность в ней. Работающие педагоги должны иметь возможность пройти переподготовку на право осуществления нового вида деятельности, что становится определенной социальной гарантией для самих педагогов в случае возможного высвобождения и определенной гарантией повышения качества обучения по смежным предметам.

Все сказанное выше свидетельствует о необходимости разработки целевой подпрограммы "Развитие непрерывного педагогического образования".

Грамотная кадровая политика в системе образования предполагает не только повышение профессионализма работников образования, но и меры по их социальной защите. В области приняты и действуют нормативные правовые акты, направленные на социальную поддержку молодых специалистов, но этого крайне недостаточно. Педагог должен быть социально защищен на протяжении всего профессионального пути и при выходе на пенсию. Кроме финансовой и материальной поддержки необходимо разработать систему морального стимулирования, повышения престижа педагогического труда. Именно на решение этих вопросов направлена целевая подпрограмма "Социальная защита работников образования".

Модернизация образования невозможна без высокого управленческого профессионализма руководителей всех уровней, неразработанности нормативной правовой базы, финансово-экономических механизмов, отсутствия общественной составляющей в системе управления образованием.

 Экономические вопросы функционирования общеобразовательных школ достаточно сложные. С одной стороны, в  бюджете района планируется ежегодное увеличение средств, выделяемых на образование (2002 г.-25208,0 ; 2003 г. – 26855,0 ; 2004 г.- 34087,0тыс.руб.), с другой стороны - постоянный рост тарифов на тепло-, энергоносители вытеснял на протяжении ряда лет расходы на приобретение  материалов, связанных с учебным процессом, обеспечивая в полном объеме расходы на отопление, освещение, водоснабжение.

  Доля образования в консолидированном бюджете района  в 2004 году составила 42% ( 34087, 0 млн. руб.) , в составе которого фонд оплаты труда с начислениями составляет в среднем по образовательным учреждениям 95,6 %,  фонд материального обеспечения - 4,4%, позволяют говорить о бюджетном нормативе как средстве исполнения бюджета, цель которого привести в соответствие соотношение этих видов расходов.

 Таким образом, проблемы, связанные с повышением качества управления образованием, группируются в 4 блока:

 - повышение уровня профессионализма руководителей всех уровней в сфере управленческого менеджмента, системного проектирования, психологии управления и т.п.;

 - совершенствование нормативной правовой базы образования;

 - модернизация экономических механизмов системы образования, включая переход на нормативное финансирование образовательных учреждений;

 - развитие государственно-общественных форм управления образованием.

 Пути решения обозначенных проблем раскрываются в целевой подпрограмме "Модернизация системы управления образованием".

 Укрепление и развитие материально-технической базы системы образования выступает одним из системообразующих направлений, без которого невозможно обеспечить доступность, качество и эффективность современного образования. На протяжении последних трех лет в районе наблюдается рост объемов капитальных вложений, инвестиций, направляемых в сферу образования.  В 2002 году на капитальный ремонт и реконструкцию выделено из областного и местного  бюджетов 1, 537 млн. руб. в 2003 году на эти же цели выделено 1,256 млн. руб.; в 2004 году – 8,516 млн. руб, Ведется  капитальное строительство  Марьевской ООШ и освоено из федерального бюджета за  последние три года 4,5 млн.руб.. Проведена газификация   25 из 26 имеющихся котельных.

Вместе с тем, имеет место высокий уровень износа основных фондов образовательных учреждений, использование морально устаревшего оборудования, 18 школ являются аварийными, имеет место перегруженность отдельных школьных зданий в районе (1,5% школьников обучаются во вторую смену). Отсутствует инфраструктура, обслуживающая систему образования области, что приводит к необоснованному повышению затрат на ремонт и строительство зданий, организацию питания, закупку оборудования и инвентаря, транспортные расходы и др.

 Целевая подпрограмма "Укрепление и развитие материально-технической базы" предполагает привлечение значительных средств из федерального бюджета в рамках федеральных программ, консолидацию средств областного и местных бюджетов, а также привлечение внебюджетных средств.

 Оптимизация расходов на обслуживание образовательных учреждений предполагается путем создания сети специализированных предприятий.

 на главную